RUS ENG

Translator

AzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (S)Chinese (T)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUkrainianUrduVietnameseWelshYiddish

Индексирование журнала





Импакт-фактор российских научных журналов





Профессиональная этика и дисциплинарная ответственность адвоката

Шайхуллин М.С.

Сохранение и развитие традиций адвокатуры

В статье рассмотрены понятие традиций в адвокатуре, классификация традиций, вопросы формирования традиций в адвокатуре.

Ключевые слова: традиция, адвокатура, возрождение традиций адвокатуры.

Shaykhullin M.S.

Preservation and development of traditions of advocacy profession

In article the concept of traditions of advocacy profession, classification of traditions, questions of formation of traditions of advocacy profession is considered.

Keywords: tradition, advocacy profession, revival of traditions of advocacy profession.

Понятие традиции в адвокатуре

В самом общем виде под традицией (лат. traditio) понимается передача духовных ценностей жизни от поколения к поколению. С позиции юридической науки традиция представляет собой социально-правовое явление. Она универсальный источник общественного развития, преследует цель передачи юридических качеств, правовой культуры, восстановления и развития нравственных состояний личности, регулирования поведения человека в обществе, а также способов его деятельности. Это социальный механизм передачи юридических навыков, умений, а главное – правовых знаний.

Традиция является социальным способом регулирования общественных отношений в области культуры в общем и правовой культуры в частности. Социальный механизм действия права в сфере культуры с более конкретных позиций обеспечивают нормы права, традиция же формирует позитивный пласт для иных социальных регуляторов, которые в необходимом случае способны заменить право в нерегулируемых юридическими нормами общественных отношениях.

Традиция – это социальная норма, которая действует в разных территориальных пространствах, что отличает ее от иных социальных норм. Главная особенность действия традиции – это потеря локальности и приобретение свойств масштабности. Она является средством общения между людьми и обеспечивает процесс передачи информации от одного субъекта права к другому. Традиция как социально-правовое явление, как социальная норма в механизме действия права представляет собой правило поведения, отражающее бытие и сознание человека, образующее право.

Традиции – это наиболее обобщенные нормы и принципы поведения людей, соблюдаемые на основе убеждения и охраняемые общественным мнением[1].

Соблюдение норм традиций непосредственно основано на привычке, предполагающей раз и навсегда осознанную разумность правила[2], что отличает традицию от обычая.

Традиция характеризуется многоаспектностью приложения, которая зависит от различных обстоятельств либо сфер действия. Традиции – это несанкционированные государством правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле и справедливости, требованиях морали и нравственности. Главная ценность традиций заключается в том, что они, рожденные в недрах общественного сознания, наполненные позитивными идеями об общественных благах и свободах, смогли сохранить опыт юридической и социальной практики и легли в основу формирования принципов адвокатской деятельности и адвокатуры.

Своевременность понимания, сохранения, накопления и передачи исторического наследия необходима для усиления правовой культуры и формирования ценностных ориентаций в системе общественного и политического устройства в нашем государстве, поэтому власть не может не поддерживать лучшие традиции своих граждан.

Важное свойство традиции – это воспитание молодого поколения. Воспитание традицией включает в себя формирование личности на связи времен и поколений, а также развитие полезных привычек правомерного и правопослушного поведения. Традиции являются средством исторической преемственности, поэтому позволяют учиться на опыте прошлых поколений, воспринимая лучшее и оставляя отжившее.

Традиции на протяжении длительного развития российского государства и общества играли значительную роль в регулировании общественных отношений. Как в дореволюционной России, так и в советский период тема традиций не раз была предметом научных дискуссий в юридической

науке. Вместе с этим, традиции мало подвергались научно-теоретическому и методологическому анализу со стороны эффективности своего действия в системе организации и деятельности адвокатуры.

В основном традиция как социальная норма подробно рассмотрена в научных трудах по теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, однако в адвокатологии пониманию традиций уделено меньше всего внимания, тогда как традиции адвокатуры имеют глубокие исторические корни. Вместе с тем, традиции современной адвокатуры носят конкретный характер и санкционируются в правилах профессиональной этики адвоката, а также проявляются в многообразных связях и отношениях в процессе осуществления профессиональной деятельности адвоката, в организации адвокатского самоуправления. Понимание эпохальности традиций для адвокатуры обусловлено необходимостью совершенствования различных направлений ее деятельности и функционирования.

Исторические традиции адвокатуры сегментируют базисные отношения в системе ее организации, поскольку, являясь в большей степени надстроечным явлением, обусловливают взаимозависимость субъектов права. Построение взаимоотношений в системе адвокатуры на основе традиций обеспечит гарантии ее функционирования в развивающемся правовом государстве.

Для развития современной российской адвокатуры важно не только совершенствование правовых и организационных основ ее деятельности, но и формирование, а в отдельных случаях и возрождение лучших традиций адвокатской профессии. Поэтому сегодня необходимо говорить о принципах использования традиций, хотя и с определенной долей условности. Ведь невозможно использовать традиции беспринципно, иначе может создаться ложное впечатление о формировании какой-либо системы суда, прокуратуры, адвокатуры в государстве с молодой демократией.

В правоохранительной системе не хватает идейного человеческого потенциала, способного в полной мере олицетворять и воплощать в действительность правовые и социальные ценности. Тем более формирование твердого убеждения в необходимости и целесообразности правового регулирования на основе традиций – это экономия общественных усилий, так как попытка увидеть социально-правовые явления в подробностях, обеспеченная властным механизмом, обречена на провал, в отличие от гражданского общения, в котором можно наблюдать лучшие призывы укрепления главных для государства систем. При таком подходе важно

сформировать правовой механизм совокупного баланса юридических норм и смежных с ними социальных явлений.

Под принципом использования традиций в системе организации адвокатуры следует понимать лежащие в ее основе коренные начала, вытекающие из исторических, профессиональных, корпоративных и других особенностей деятельности адвокатов и функционирования адвокатских образований.

Традиции в системе адвокатуры:

а) регулируют отношения в адвокатской среде;

б) аккумулируют и передают опыт юридической деятельности;

в) укрепляют адвокатское сообщество, развивают самоуправленческие начала.

В традиции адвокатуры всегда лежит привычка соблюдать закон, уважительно относиться к правам и законным интересам граждан, старшему поколению и т. п.

Путем закрепления традиций корпоративного сообщества адвокатские образования способствуют сохранению стабильности и нормального функционирования системы адвокатуры.

Традиция в адвокатуре – это передача комплекса укорененных приемов и способов профессиональной деятельности, универсального этико-

правового поведения адвокатов, без которых невозможно уяснить глобальный характер и смысл существования института профессиональной защиты.

Передача информации от одного поколения к другому – это тоже традиция адвокатуры, поскольку огромный объем исторической и современной информации формирует у адвокатов опыт, и чем больше информации воспринимает адвокат, тем большим опытом и знаниями он обладает.

Социально-правовая природа традиции состоит в том, что она находится между обычаем и юридическими нормами по времени возникновения, характеру регулирования общественных отношений и поведения людей. Например, традиция взаимодействия адвокатов и законодательного органа власти обеспечивает баланс сил при решении вопросов о формировании и развитии этических норм возможностью их правового санкционирования в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Таким образом, традиции сохраняют баланс, благодаря которому государство во взаимодействии с адвокатурой может легче санкционировать обычаи адвокатской деятельности. Вместе с тем, традиция, обладающая свойством выходить за пределы конкретного адвокатского образования (межгосударственная консолидация адвокатских организаций), в отличие от обычая (профессиональной этики) предполагает более общее регулирование поведения адвокатов в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Традиция в системе организации адвокатуры может рассматриваться в нескольких аспектах ее понимания:

– во-первых, традиция – это социальная норма, регулирующая общественные отношения в сфере организации адвокатуры;

– во-вторых, традиция является фундаментом для формирования правовых основ организации и функционирования адвокатуры, обеспечивает твердую правовую надстройку, гарантируя эффективность действия системы адвокатуры;

– в-третьих, традиция сохраняет гарантии для реализации принципов независимости, самоуправляемости, добровольности вступления в ряды адвокатуры, законности деятельности, гуманизма и соблюдения нравственных начал профессии.

Традиции в адвокатуре обусловлены соответствующими общественными отношениями, и пока они существуют, существует и адвокатура. Адвокатура устойчива лишь в той мере, когда ее организация и функционирование укреплены традициями (корпоративными, трудовыми, спортивными, самоуправленческими и др.), и пока стабильны общественные отношения в этой области, стабильна и адвокатура, которая является исторической традицией нашего государства.

«Следовать традициям, – пишет С.Н. Бабурин, – означает включать в нашу сегодняшнюю жизнь все воспринятое культурой из прошлого, которое уже само по себе есть часть культурного своеобразия любой нации»[3]. Отсутствие традиций и их действия обязательно влечет негативные процессы и явления. Так, одной из причин современного состояния взаимодействия органов государственной власти и адвокатских образований является игнорирование первыми традиционных норм и правил, олицетворяющих баланс сил и уважения к исторически сложившимся формам взаимодействия. К сожалению, многие лучшие традиции взаимопомощи и поддержки в России забыты.

Таким образом, традиции в системе организации и функционирования российской адвокатуры – это переходящие из поколения в поколение правила адвокатского сообщества, обеспечивающие эффективное действие норм нравственности, морали, обычаев и права, характеризующиеся признаками масштабности, сферы действия, времени существования и круга субъектов правовых отношений.

В настоящее время не менее важным вопросом развития адвокатуры является преемственность правового опыта и его значение для совершенствования этой системы. К формам преемственности опыта профессиональной деятельности адвоката можно отнести:

а) повышение квалификации адвокатов, помощников и стажеров;

б) передачу профессиональных навыков в коллегии адвокатов;

в) формирование института наставничества в адвокатских образованиях;

г) встречи с ветеранами адвокатуры;

д) проведение научных, практических семинаров и конференций;

е) международное сотрудничество по обмену опытом в различных областях адвокатуры;

ж) семейные традиции в адвокатуре.

Из истории адвокатуры видно, что оказание внимания и содействие адвокату-товарищу в сложных ситуациях было яркой традицией соблюдения этического долга, обязательность которого «осознавалась тем чувствительнее, чем выше стоит в духовном развитии среда»[4]. В свое время «помощники, готовясь быть присяжными поверенными, должны были как можно раньше усвоить себе традиции этого сословия, проникнуться мыслью о своей солидарности к ним, принять к сердцу его интересы»[5]. При этом похожие традиции в дореволюционной России были распространены не только в адвокатской среде. Они сохранились до наших дней, но в трансформированном виде.

Важное значение в регулировании деятельности адвокатов занимает Кодекс профессиональной этики адвоката, а поскольку этика (от греч. этос) – это нрав, обычай, значит, надо говорить об обычаях адвокатуры, которые, кроме всего прочего, еще и санкционированы, что превращает их в упорядоченную форму регулирования общественных отношений.

Классификация традиций в адвокатуре

Традиция принесения присяги. Присяга – это торжественная клятва, приносившаяся повсеместно лицами, получающими звание присяжного поверенного. По традиции лицо, приобретающее звание присяжного поверенного, должно было приносить клятву, без чего было невозможно осуществление им профессиональной деятельности. Сама по себе присяга имеет глубокие корни, поскольку является, по сути, клятвой соблюдать правила поведения, установленные в социальном обществе.

Значение этой традиции состоит в необходимости обеспечения оказания высокого уровня доверия со стороны граждан к поверенному, обусловленного самим фактом принятия присяги, а также содержанием ее текста, который был следующим: «Обещаюся и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержавцу Всероссийскому, не исполнять и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых, будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь». Кроме того, факт принятия и содержание текста присяги направлены на формирование самодисциплины у лица, ее принимающего, а сама процедура и текст также имеют и предостерегающее значение.

Традиция уважительного отношения адвоката к противникам по делу и суду. Сущность данной традиции заключается в том, что в состязательном процессе адвокат проявляет уважительное отношение к оппонентам и суду. Уважительное отношение к суду было основным правилом адвокатской профессии, сопровождавшейся корректностью, сдержанностью, самообладанием и достоинством. Сочетание профессиональных способностей и уважения в этой традиции показывало силу и правдивый образ адвоката и всего сословия присяжных поверенных.

Традиция ведения дел по праву бедности. По правилам этой социальной нормы обязанности ведения дел по назначению и праву бедности должны были исполняться строгим образом, аккуратно, чтобы не подорвать репутацию адвокатского сословия. Отказ от ведения таких дел практически не принимался, за исключением их очевидной безнравственности. Значение данной традиции состоит в том, что сословие присяжных поверенных обеспечивало оказание квалифицированной юридической помощи не только лицам, которые обладали доходами, позволяющими ее оплачивать, но и иным лицам, такими доходами не обладающим. Это позволяло в определенной степени снизить социальную напряженность в обществе и обеспечить соблюдение прав наименее защищенных слоев населения.

Традиция выполнять обещания, данные гражданам и должностным лицам. По правилам присяжной адвокатуры нарушение обещания, данного должностному лицу, являлось несоответствующим достоинству присяжного поверенного. При этом, в силу традиции, поверенный, не сдержавший обещания, данного гражданину или должностному лицу, подвергался нравственному осуждению, т. е. порицанию. В случаях, когда невыполнение обещания приводило к негативным правовым последствиям, к поверенному могло быть применено дисциплинарное взыскание. Значение этой традиции состоит в том, что присяжный поверенный привыкал выполнять обещания, данные им гражданам и должностным лицам, что, в свою очередь, обеспечивало высокий уровень доверия к заявлениям поверенного, сделанным им в ходе судопроизводства. Это, естественно, влияло на формирование вердикта коллегии присяжных заседателей по делу, нужного стороне защиты.

Традиция ораторского искусства. Особенностью данной традиции было то, что мастера-ораторы передавали профессиональные навыки о правилах произнесения судебной речи своим ученикам. В основе формирования ораторского искусства присяжных поверенных лежали качества честности, скромности, дальновидности, ответственности, твердости характера. Несомненно, эта традиция является выстраданной, основанной на глубоком личном убеждении и действительно эффективной защитительной речи, т. е. достоянием адвокатуры[6]. По высказыванию выдающегося русского юриста, судебного оратора С.С. Андреевского, «оратором может быть назван лишь тот, кто достигнет полного сочетания плавности речи с целесообразностью каждого произносимого слова». Практическое значение соблюдения традиций ораторского искусства позволяло присяжному поверенному эффективно реализовывать свою процессуальную функцию и добиваться положительных результатов в его деятельности.

Традиции взаимоотношений с товарищами по профессии. В рамках данной традиции сложилось немало правил-обычаев. Вот некоторые

из них:

– содействие молодым товарищам по работе советами в затруднительных ситуациях;

– добрые отношения с товарищами по работе, а также незнакомыми людьми, поддержание общения с юристами, политиками, общественными деятелями, проживающими в других городах

с целью обмена мнениями и опытом в области профессиональной защиты и по другим вопросам;

– предосудительность подачи в суд заявления об отводе товарища-адвоката в связи с усмотрением в его действиях безнравственного поведения. С другой стороны, этика присяжной адвокатуры требовала от адвоката во имя сохранения чести сословия обязательно подать жалобу на преступный или унижающий достоинство звания проступок товарища;

– непозволительность воспроизведения устных или письменных отзывов о товарищах по работе с указанием на негативный образ действий присяжного поверенного;

– достаточность словесного обещания, данного присяжным поверенным, о помощи товарищу, для того чтобы полагать, что обещание будет выполнено;

– сообщение товарищу правдивых, достоверных и точных сведений относительно дела формировало в присяжной адвокатуре чувство правды и доверия, нарушение такого правила заслуживало самой высокой формы дисциплинарного нака-

зания;

– обычай, в соответствии с которым присяжный поверенный не мог предлагать свою помощь доверителю, дело которого ведет другой присяжный поверенный;

– вновь приглашенный защитник по обычаю предупреждал ранее вступившего в дело адвоката о том, что ему также доверено выполнение поручений соответствующего доверителя;

– в адвокатской среде существовал обычай, в силу которого адвокат, уведомленный о невозможности выступления его оппонента в суде, участвовал в слушании дела только в случаях, не терпящих отлагательства.

Во взаимоотношениях присяжных поверенных существовала еще одна прекрасная традиция – ведение личных переговоров, в результате которой решение возникающих вопросов происходило между поверенными только при личной встрече.

Вышеперечисленные традиции повышали внутрикорпоративное доверие между поверенными и способствовали консолидации этого сословия.

Традиция противодействия негативным поступкам присяжных поверенных состояла в привлечении присяжных поверенных, нарушающих нормы корпоративной этики, к дисциплинарной ответственности.

Значение этой традиции состоит в сохранении доброго имени правозащитного института, однако при этом данная традиция способствовала защите сословия и отдельных его представителей от

необоснованных обвинений в их адрес, поскольку решение вопроса о наличии в действиях присяжного поверенного нарушения норм этики осуществлялось самими представителями этого сословия.

Традиция награждения адвокатов. В традиции адвокатуры особое место занимает обычай чествовать всем сообществом наиболее уважаемых адвокатов, ветеранов адвокатуры. К сожалению, исторические источники содержат мало информации о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами. Видимо, это связано с тем, что конструктивные взаимоотношения адвокатуры и органов власти не всегда были стабильными.

В апреле 1916 года, празднуя полувековой юбилей присяжной адвокатуры, адвокаты поздравили с 50-летием адвокатской деятельности первого председателя первого Совета присяжных поверенных Дмитрия Васильевича Стасова. От имени сословия председатель Петроградского Совета присяжных поверенных Н.П. Карабчевский вручил ему золотой адвокатский знак. Золотыми и серебряными знаками чествовали и других выдающихся представителей адвокатской корпорации. Награждения проходили в праздничные для сословия присяжных поверенных дни, всегда публично и торжественно.

Эта традиция получила продолжение в конце прошлого века, когда по инициативе Гильдии российских адвокатов, поддержанной другими общероссийскими адвокатскими объединениями, была учреждена Золотая медаль им. Ф.Н. Плевако – одного из самых почитаемых прародителей российской адвокатуры[7].

Формирование традиций в адво-

катуре

Сама по себе идея формирования и сохранения традиций – это глубинный, универсальный способ когеренции разных по своей правовой природе социальных феноменов, таких как власть, право и традиция. В этом смысле пример сохранения и формирования традиций в адвокатуре задает инерцию развития набора социальных средств и норм, формирующих у человека позитивное отношение к государственным и общественным ценностям, что помогает в конечном итоге исполнять, использовать и соблюдать полезные правила поведения.

Доверять традиции легче, чем праву, ибо она прошла сквозь века. Однако и новая традиция вызывает сомнения в позитивности ее применения, но, находясь между правом и властью, тем не менее, способствует непрерывности действия и того, и другого.

Во взаимодействии субъектов права позитивные свойства традиций проявляются в том, что они создают платформу для источников права. Более того, без традиций поддерживать длительные общественные отношения крайне сложно. Позитивные свойства традиций проявляются в создании полезного социально-психологического климата взаимодействия адвокатских образований и адвокатов с органами государственной власти и местного самоуправления, когда субъекты взаимодействия психологически готовы к контактам, результатом которых будут возникшие договоры и соглашения.

При формировании традиций в адвокатуре надо знать, что они рождены в недрах социально-организованной действительности, поэтому адвокат должен стоять в центре всей системы адвокатуры, а не за ее пределами. В конечном итоге человек формирует традицию, а не наоборот, и пока существует человек, существует и традиция.

Восстановление лучших традиций адвокатуры необходимо не только в силу важности формирования ее позитивного современного образа, но и в целях укрепления императивных возможностей органов адвокатского самоуправления перед властью для развития адвокатуры как института гражданского общества. Призыв к развитию лучших традиций адвокатуры, как и закрепление соответствующих им правовых норм, выражает стремление преодолеть противоположные им негативные традиции, привычки и обычаи. Получается, что позитивные традиции способны развивать такое состояние внутреннего единства всех правовых форм, при котором происходит процесс их доминантного развития. Такой подход представляется наиболее приемлемым для использования традиции в странах романо-германской правовой системы.

Использование позитивных традиций обеспечит эффективность механизма реализации совокупности политических, экономических и духов-

ных гарантий, которые укрепляют систему социального действия права и в условиях применения новаций улучшают нормативно-правую базу регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры.

Актуальность развития традиций в адвокатуре и их трансляция новой плеяде адвокатов обусловлены важностью использования исторического опыта и навыков предыдущих поколений адвокатов, сформировавших положения о верности адвокатскому долгу, закону, государству и обществу. Подъем авторитета адвокатуры вряд ли возможен исключительно за счет совершенствования внутренней организации адвокатуры и ее правовых основ. Чрезвычайно важно в период отрицания права, стагнации социальных ценностей в нестабильном государстве и обществе сформировать принципы адвокатского поведения, служащие образцом правовой культуры и этической ориентации, на которые можно сделать акцент не только в правовой сфере. Адвокатура должна дисциплинировать. Это тоже хорошая традиция, которой надо дорожить.

Формируя высокий этический образ адвоката, следует уделять внимание и вопросу имиджа. Прежде всего, это касается внешнего вида адвоката, но его формирование должно начинаться со здоровья. Адвокат, который подтянут и хорошо выглядит, внушает доверие. Его образ создает у человека впечатление о нем как о деловом человеке, человеке слова и принципа. Здесь главную роль играет не просто внешний вид, а умение одеваться в соответствии с профессиональной этикой и преобладающей культурой, порой зависящей от национальных традиций и обычаев.

Сегодня особого внимания заслуживает традиция сословного и личного патроната. При сословном патронате стажер осуществлял функции адвоката, но был незначительно ограничен в профессиональных правах. В случаях личного патроната стажер был лишен права осуществлять самостоятельную адвокатскую деятельность и исполнял лишь функции помощника у присяжного поверенного. При смешанном патронате помощник одновременно состоял у патрона и являлся стажером с самостоятельной адвокатской практикой.

В свое время Ф.Н. Плевако установил для своих многочисленных помощников товарищеский суд чести. В случаях, когда на помощника поступала жалоба, патрон собирал всех помощников для обсуждения поступка их товарища и предлагал обсуждаемому дать объяснения по существу поступившей на него жалобы. После чего собравшиеся помощники обсуждали фактическую достоверность сведений и правовые последствия поступка. Приговор должен был быть обязательно исполнен патроном. Таким образом, присяжные поверенные пытались оживить содержательную сторону личного патроната и установить нравственную связь адвоката-патрона со стажерами.

На первых порах неудобства сословного патроната успели ярко сказаться. Между патронами и

помощниками не было установлено органичной связи, и практической подготовки под руководством присяжного поверенного, как того требовал закон, не существовало. Со временем увеличивалось количество присяжных поверенных и помощников, но явнее становилась их взаимоотчужденность. В 80-х годах XIX в. принцип личного патроната стал одерживать вверх и получил наиболее полное и последовательное выражение в Московских правилах, принятых 3 марта 1890 г. Наиболее целесообразным способом ознакомления помощника с практикой адвокатской деятельности признавалось личное, непосредственное руководство над помощником, осуществляемое кем-либо из присяжных поверенных.

Существовала и противоположная точка зрения, в соответствии с которой профессиональное обучение стажеров как практике ведения дел, так и обычаям адвокатуры, должно было быть организовано Советом присяжных поверенных таким образом, чтобы оно было доступно каждому стажеру, независимо от того, нашел ли он себе личного патрона или нет, и чтобы руководство этим обучением, а также наблюдение за ведением дел помощниками было возложено Советом на особо опытных членов адвокатского сословия, а обучение производилось в небольших группах помощников и носило, главным образом, практический характер.

В любом случае институт патроната в адвокатуре – это процесс передачи информации о профессиональных навыках, умениях и знаниях, в совокупности составляющих традицию адвокатуры, вызывающий необходимость преемственности правового опыта, имеющего важное практическое значение для адвокатуры. При этом в результате преемственности юридического опыта складывается и ее механизм, который состоит из:

а) сохранения и развития правового опыта и традиций адвокатской деятельности и адвокатуры;

б) выявления негативных, отживших форм поведения при осуществлении профессиональной деятельности, не согласующихся с современными интересами и потребностями адвокатуры;

в) накопления научных и профессиональных до-

стижений в области адвокатуры для последующего осмысления в целях подъема позитивного образа адвокатуры и совершенствования профессионального мастерства адвокатов.

В адвокатуре сложились и семейные традиции, утвердившие инвариантные способы сохранения и развития позитивного опыта в адвокатской деятельности. В семейной традиции принято праздновать профессиональные праздники. Кроме того, сохраняется связь между родителями и детьми, позволяющая не только выстраивать теплые отношения, но и передавать навыки адвокатской деятельности. Также в процессе воспитания молодого поколения адвокатов семейная традиция позволяет уже в раннем возрасте формировать привычки уважительного отношения к праву и смежным с ним явлениям, развивать чувства ответственности и долга.

Вышеизложенные обстоятельства обусловливают важность формирования позитивных традиций адвокатуры для укрепления ее авторитета и повышения эффективности адвокатской деятельности.

Пристатейный библиографический список

  1. Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. – СПб., 1875.
  2. Бабурин С.Н. Современный русский консерватизм: борьба за государство и Русскую идею. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  3. Володина С.И. Юридическая риторика в деятельности адвоката по уголовным делам: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2002.
  4. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. – Ростов н/Д, 1972.
  5. Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. – Львов, 1951.
  6. Правила адвокатской профессии в России. М., 1913 / Сост.: А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. – М.: Статут, 2003.

[1] См.: Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. – Ростов н/Д, 1972. – С. 48.

[2] См.: Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. – Львов, 1951. – С. 21.

[3] Бабурин С.Н. Современный русский консерватизм: борьба за государство и Русскую идею. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 328.

[4] Правила адвокатской профессии в России. М., 1913 / Сост.: А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. – М.: Статут, 2003. – С. 320.

[5] Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. – СПб., 1875. – С. 37.

[6] См.: Володина С.И. Юридическая риторика в деятельности адвоката по уголовным делам: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2002. – С. 10.

[7] Адвокатская газета. – 2008. – № 13 (30) (июль).

Прямые поставки из КНР новых запчастей для китайских грузовых автомобилей Faw по беспрецедентно низким ценам. Запчасти FAW вся подробная информация на сайте http://asiaparts.com.ua

Детектив Украина

запчасти FAW

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.